Родничок - логотип

МБДОУ ДСКВ №72

г.Братск

Рекомендации логопеда Бойко О.К.

Рекомендации предоставил логопед  ДСКВ № 72  Бойко Ольга Кимовна
Уважаемые родители! Предлагаю упражнения, консультации и задания. Прикрепленные файлы  можно скачать на свое устройство. 
01.04.20г.  Упражнения для развития мелкой моторики.
13.04.20г.  Зарядка для язычка, чтобы правильно говорить.
27.04.20г.  Игры на развитие правильного дыхания.
04.05.20г.  Тема недели: "9 мая- День Победы!" Рекомендации, задания, упражнения. Прикрепленные файлы  можно скачать на свое устройство. 
11.05.20г. Консультация по теме: "Связная речь" тема недели "Насекомые"
18.05.20г. Консультация по теме:"Лето" памятка по мнемотехнике+мнемотаблицы
25.05.20г. Рекомендации по использованию мнемотехники при закреплении «поставленных» звуков. Прикрепленные файлы  можно скачать на свое устройство.
Тема: 9 мая  . 

Уважаемые родители!  На этой неделе мы работаем над темой «9 МАЯ - ДЕНЬ ПОБЕДЫ». Память о Великой Отечественной войне против фашистской Германии должен сохранить каждый россиянин. В День Победы чтят память тех, кто погиб и кланяются всем тем, кто остался в живых. Вечная память героям! «Поклонимся великим тем годам»!      

Рекомендации для родителей:

Задание 1  

Побеседуйте с ребёнком о том, какой праздник мы отмечаем в нашей стране 9 мая и почему он называется День Победы; расскажите, кто из членов вашей семьи принимал участие в Великой Отечественной войне, покажите ребёнку их фотографии, расскажите про «Бессмертный полк»; вспомните прошлогодний парад 9 мая, шествие к мемориалу Славы.

Задание 2  

Объясните ребенку значение слов и словосочетаний: «ветеран», «подвиг», «эскадра», «эскадрилья», «залп», «фашист», «героический поступок», «мемориал Славы», «Бессмертный полк».

Задание 3 Игра «Один - много»

Победа – победы – много побед

Ветеран – ветераны – много ветеранов

Герой – герои - много героев

Награда – награды – много наград

Орден – ордена – много орденов

Медаль – медали – много медалей

Салют – салюты – много салютов

Залп – залпы – много залпов

Солдат – солдаты – много солдат

Задание 4 Игра: «Сосчитай до десяти»

Один солдат, два солдата, 3 …, 4 …, пять солдат, 6-7-8-9-10 солдат.

Одна медаль, две медали, 3…, 4 …, пять медалей, 6-7-8-9-10 медалей.

Чётко проговаривай звук «Л» в слове «солдат» и мягкий звук «Ль» в слове «медаль». 

Задание 5 Пальчиковая гимнастика «Защитники Отечества»

Не допустят к нам войну,             (отодвинуть руки от себя)

Защитят свою страну:                   (руки соединить перед собой)

Пограничник,                      (загибаем пальцы на левой руке,

начиная с большого, переходим на правую, с мизинца)

Вертолётчик, 
Врач военный
И танкист.

А ещё десантник,
Лётчик, снайпер
И артиллерист.                        

Задание 6 

Подготовка к школе:

Какой первый звук в слове?

- армия (звук «А»)

- орден (звук «О»)

- эскадра (звук «Э»)

- солдат (звук «С»)

- шинель (звук «Ш»)

- разведка (звук «Р»)

- война (звук «В»)

- вертолёт (мягкий звук «Вь»)

- фронт (звук «Ф»)

- фашист (звук «Ф»)

- медаль (мягкий звук «Мь»)

- лётчик (мягкий звук «Ль»)

- пушка (звук «П»)

- пилотка (мягкий звук «Пь»)

- траншея (звук «Т»)

- герой (мягкий звук «Гь»).

Какой последний звук в слове?

- родина (звук «А»)

- погоны (звук «Ы»)

- победа (звук «А»)

- капитан (звук «Н»)

- окоп (звук «П»)

- корабль (мягкий звук «Ль»)

- честь (мягкий звук «Ть»)

 

 

Упражнения на развитие мелкой моторики

Руки на столе лежат           (Обе руки на столе ладонями вниз.)
И пока что крепко спят.
А теперь одна проснулась
И тихонько потянулась.     (Правая ладонь остается прижатой к столу, а её пальцы приподнимаются.)

Это - правая рука!
Улеглась она опять,
Видно, будет отдыхать.       (Пальцы правой ладони прижать к поверхности стола.)
Вот и левая проснулась!
Тоже сладко потянулась…   (Левая ладонь лежит на столе, а пальцы приподнимаются.)

Теперь две руки проснулись!
Сильно-сильно потянулись.   (Пальцы на обеих руках приподнимаются.)

Большой пальчик подними
И тихонько постучи.               (Поднимается большой палец правой руки и стучит в такт словам.)

Тук-тук-тук!

Тук-тук-тук!
Снова раздаётся стук!
На руке твоей другой
Пальчик постучал большой.   (На левой руке.)
Мы по очереди всеми
Будем пальцами стучать.       (Указательным,

средним и т.д.)
И, конечно, отдыхать.

А теперь мы будем киски!
Эй, не подходите близко!
Поцарапаем немножко -
Не ребята мы, а кошки.           (Пальцами обеих рук одновременно, а потом по очереди легко царапаем стол.)

К нам на стол забрался слон!
Начал громко топать он.           (Постучать пальцами ладоней по столу.)

И лошадки прибежали!
Они копытцами стучали.             (Легко постучать кончиками пальцев по столу.)

Осторожны и легки -
Приползали паучки.                     (Медленно перебирать пальцами по поверхности стола.)

А лягушки проскакали -
И в болотце убежали.                 (Отталкиваться сжатыми пальцами от стола, приподнимая кисти рук.)

Тихо по земле шурша,
Ползет змейка не спеша.             (Волнообразные движения кистями рук, подушечки пальцев не отрываются от стола.)

Солнышко пригревало -
Червячки уползали.                        (Пальцы медленно сжимаются в кулачки.)
Солнышко убежало -
Червячки выползали.                       (Медленно разжимаются.)

Светят солнышка лучи -
Они очень горячи.
А как тучка набежала -
Видно солнышка не стало.               (Пальцы раздвигаются на поверхности стола, затем сдвигаются вместе.)

Раз купили мы арбуз,
Он хороший был на вкус.                   (Соединить кончики пальцев, образуя шар.)

А еще купили дыню!                             (Соединить кончики пальцев, образуя овал.)
Сразу съели половину.

По веселой по дорожке
Быстро пробежали ножки!                  (Пальцы по парам "бегут" по столу.)
А теперь эти же ножки
Проскакали по дорожке.                      (Пальцы по парам отталкиваются от стола.)

ИМПРОВИЗАЦИИ

Попросите ребенка изобразить с помощью пальцев такие движения:


- резание ножницами;
- подметание метелкой;
- пиление;
- закручивание винтика;
- подбирание крошек со стола;
- оттирание пятнышка;
- кормление цыплят;
- игра на фортепиано, дудочке, балалайке, скрипке, гитаре, арфе и т.д.

Фантазируйте! Импровизируйте вместе!


При выполнении этих упражнений кисти рук становятся гибкими, а движения - более свободными. Это в будущем поможет ребенку научиться писать.

Зарядка для язычка, чтобы правильно говорить.

Человек не рождается с умением говорить, тем более делать это правильно и четко. Если ребенок испытывает проблемы с произношением отдельных звуков, ему может помочь артикуляционная гимнастика. Это комплекс упражнений, направленный на коррекцию этих трудностей.

Общие принципы артикуляционной гимнастики

Регулярность. Это значит, что от ежедневных пятиминутных занятий будет больше пользы, чем от часовой гимнастики раз в неделю.

Игровая форма. Артикуляционная гимнастика может быть не только полезным, но и веселым занятием для малыша.

Наглядность. Чем больше анализаторов (зрение, слух, осязание) подключается при выполнении упражнений, тем гимнастика эффективнее. Как достичь наглядности? Можно использовать зеркало, в котором ребенок будет видеть свое отражение. Сам взрослый, сидя напротив малыша, может выступать как образец выполнения движений. Используйте картинки, видеоролики с другими детьми, делающими эту гимнастику. Узнайте опытным путем, что больше подходит вашему ребенку, что сильнее его мотивирует.

Удобство. Гимнастикой нужно заниматься в удобной позе: спина расслаблена, руки лежат спокойно, у головы есть опора. Ребенку должно быть комфортно.

Постепенное усложнение. Сначала пробуйте самые легкие упражения, постепенно повышая трудность. Каждый раз вводите не больше одного нового упражнения, и только в том случае, если все предыдущие уже хорошо отработаны.

Целесообразность. Если ребенок очень легко справляется со всеми упражнениями, стоит подумать, нужна ли ему вообще эта гимнастика. Ведь основная задача этих упражнений — научиться делать то, что пока не очень хорошо получается.

Правильное отношение. Не следует рассматривать ее как панацею, это лишь один из методов.

Приемы гимнастики

Эти упражнения активной гимнастики, направленные на статику или динамику, вы легко освоите сами. Каждая поза удерживается 5−7 секунд, повторяется несколько раз.

«Дудочка». Губы нужно сложить в трубочку и максимально вытянуть вперед.

 

«Заборчик». Объясняем, что нужно улыбнуться так, чтобы показать зубки.

Чередование упражнений «Дудочка» и «Заборчик».

«Кролик». Нужно приподнять верхнюю губу, чтобы приоткрыть резцы.

«Злая лошадка». Нужно изображать фырканье лошади. С силой выдыхать воздух ртом, не раскрывая его. При этом губы начнут вибрировать.

«Пятачок». Нужно вытянуть губы трубочкой, а затем сомкнутыми губами вращать по кругу в разные стороны.

 

«Лошадка». Ребенок должен пощелкать языком, озвучивая цокот копыт.

 

«Грибок». Язык плотно прикладывается (присасывается к небу) и удерживается в таком положении.

«Гармошка». Держа язык в положении «грибок» нужно несколько раз открыть/закрыть рот.

«Лопни шарик». Щеки надуваются, затем ребенок должен легонько ударить по ним, чтобы воздух вышел.

 

«Хомяк». Сначала надуваются обе щеки, затем поочередно правая и левая.

«Рыбка». Щеки втягиваются и в таком положении удерживаются.

«Лопатка». Расслабленный язык нужно положить на нижнюю губу (не высовывая).

«Иголка». Узкий язычок высовывается как можно дальше.

«Часики». Приоткрыть рот и кончиком языка поочередно касаться левого и правого угла рта.

«Чашечка». С широко открытым ртом нужно удерживать язычок вверху.

«Фокус». Поднять язык в положение «чашечка» и плавно подуть на кончик носа. Можно на кончик носа положить кусочек ваты.

«Вкусное варенье». Широким языком облизывается верхняя губа (можно слизывать настоящее варенье).

«Маляр». Языком проводим по небу в направлении спереди назад (от зубов к горлу). Ребенку можно рассказать, что язык — малярная кисточка, которой раскрашивается небо.

«Чистим зубки». Кончиком языка нужно провести по верхним, а затем по нижним зубам от одного до другого края.

«Обезьянка». Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубами. Губы при этом сближены.

«Бульдог». Из положения «обезьянка» перевести язык в положение между верхней губой и верхними зубами. Губы сближены.

«Кружок». Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг.

«Парус». Конец языка опирается о верхние зубы и удерживается в этом положении.

«Качели». Рот открывается, а язык поочередно поднимается вверх и опускается вниз.

«Барабанщик». Улыбнуться, открыть рот, поставить язычок за верхние зубы, звонко, отчетливо, многократно повторять: «Д-Д-Д-». Темп постепенно убыстрять, зубы не сближать.

«Месим тесто». Язык ложится на нижнюю губу (как при «лопатке»), а рот при этом открывается и закрывается, губы шлепают по языку.

«Покусаем язычок». Улыбнуться, приоткрыть рот, покусать кончик и центр языка.

«Где конфета?». Нужно плотно закрыть ротик, кончиком языка надавливая то на одну, то на другую щеку изнутри.

«Индюк» («Болтушка»). Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на верхнюю губу и производить быстрые движения кончиком языка по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от верхней губы.

«Пароход гудит». Улыбаясь, необходимо прикусить язычок и долго произносить «ы».

Выполняйте эти упражнения регулярно, но при этом не превращая их в повинность для ребенка, и вы обязательно увидите прогресс!

Желаем Вам успехов!

Игры на развитие правильного дыхания

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики

Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его, если имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.

Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.

Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.

Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.

Упражнения дыхательной гимнастики

1. Снег.

Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.

2. Кораблики.

Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от "киндер-сюрпризов" или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.

3. Футбол.

Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру "Кто быстрее".

4. Буль-бульки.

Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в "буль-бульки" с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды - можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в "Буль-бульки", чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т.д.

5. Волшебные пузырьки.

Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.

6. Дудочка.

Предложите ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька (подойдет любой стеклянный пузырек из-под лекарств, витаминов, йода, духов; горлышко пузырька не должно быть широким). Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.

7. Губная гармошка.

Предложите ребенку стать музыкантом, пусть он поиграет на губной гармошке. При этом ваша задача не в том, чтобы научить его играть, потому, не обращайте внимание на мелодию. Важно, чтобы ребенок вдыхал воздух через губную гармошку и выдыхал в нее же.

banner ГОД ПЕДАГОГА и НАСТАВНИКА