13.04.20г. Тема: "Животные холодных стран"
Родителям рекомендуется:
показать ребенку картинки с изображением животных, живущих на Севере: белого медведя, песца, моржа, северного оленя, кита, нерпы;
рассказать об их внешних признаках, характерных повадках, приспособленности к жизни в суровых условиях севера;
спросить у ребенка, какие дикие животные живут там, где холодно, чем они питаются, каких из этих животных можно увидеть в зоопарке.
Задание 1. Совместно с ребенком составить описательный рассказ о любом из животных холодных стран, придерживаясь следующего плана (развиваем связную речь):
Название.
Где живет?
Внешний вид (размер, окраска, шерсть и т.д.).
Повадки.
Чем питается?
Как добывает корм?
Враги.
Как защищается?
Детеныши.
Задание 2. Подобрать как можно больше признаков к предмету: (активизируем словарь, упражняем в согласовании прилагательных с существительными):
белый медведь (какой?) – хищный, крупный, опасный, голодный...
сова (какая?) – белая, хитрая, бесшумная, крупная...
моржи (какие?) – крупные, толстые, клыкастые, неповоротливые...
Задание 3. Подобрать как можно больше действий к предмету (активизируем словарь):
белый медведь (что делает?) – спит, охотится, плавает, ходит, лакомится (рыбой), нападает ...
сова (что делает?) – сидит, слушает, взлетает, клюёт, моргает и т.д.
Задание 4. Упражнение «Чей, чья, чье?» (упражняем в образовании притяжательных прилагательных).
след (чей?) - мышиный, олений, медвежий, песцовый, совиный...
уши (чьи?) - мышиные, медвежьи, песцовые...
голова (чья?) - оленья, тюленья, медвежья, совиная... .
Задание 5. Упражнение «Дружная семейка» (упражняем в подборе родственных слов).
Медведь - медведица, медвежонок, медвежий, медвежатина;
Олень – олениха, оленёнок, оленина, оленьи и т.д.
Задание 6. Упражнение «Пересчитать животных» (упражняем в согласовании числительных с существительными).
1). Согласование с порядковым числительным:
Первый тюлень, второй тюлень, третий тюлень, четвёртый тюлень, пятый тюлень.
2). Согласование с количественным числительным:
Один морж, два моржа, три моржа, четыре моржа, пять моржей.
Задание 7. Упражнение «Скажи одним словом» (упражняем в образовании сложного прилагательного путём сложения основ двух слов):
У медведя лапы толстые, поэтому его называют толстолапым.
У песца хвост длинный, поэтому его называют ... (длиннохвостым).
У оленя ноги тонкие, поэтому его называют ... (тонконогим).
У моржа толстая кожа, поэтому его называют ... (толстокожим).
У совы большие глаза, поэтому её называют ... (большеглазой).
Задание 8. Упражнение «Узнай по описанию» (развиваем психические процессы): Взрослый рассказывает о животном, а ребенок по характерным признакам его узнает и называет.)
Крупная, большеглазая, белокрылая, хищная – сова.
Толстый, крупный, медлительный, опасный, клыкастый – морж.
Задание 9. Упражнение «Медведи» (по ролям). Встретились белый и бурый медведи, поздоровались. Затем белый спрашивает у бурого:
Где ты живешь? - В лесу.
А я на севере на льдине. У тебя шерсть какого цвета? - Коричневого.
А у меня шерсть белая. Что ты ешь? - Листья, ягоды, рыбу.
Я тоже ем рыбу, а еще тюленей. Что ты делаешь зимой? - Сплю в берлоге.
А у меня берлоги нет, я сплю на льдине, в снегу.
Задание 10. Составить сравнительный рассказ о белом и буром медведях (упражняем в составлении сложносочиненных предложений с союзом а).
Бурый медведь живет в нашем лесу, а белый ... .
У бурого медведя шерсть коричневая, а у белого ... .
Бурый медведь ест малину, мед, рыбу, а белый ... .
Бурый медведь спит в берлоге, а белый ... .